Аннотация к программе вокально-хоровой студии «Родничок» Рабочая программа дополнительного образования художественноэстетического направления разработана для детей, обучающихся в вокальной группе «Родничок» Данная программа направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у детей эстетического вкуса. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию и совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность ребенка в общении. Актуальность программы связана с проявлением интереса взрослых и детей к вокальному искусству, как одному из видов художественного творчества, с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности. Вокально-хоровая работа сегодня является одним из наиболее доступных средств приобщения детей к музыкальному искусству, музыкальной культуре в целом. Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный подход в решении поставленных задач. Последовательное развитие определенных тем - основа данной программы. Занятия проходят в групповой форме. Для обучения пению необходимо: наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма. здоровый голосовой аппарат Перед началом обучения педагог проверяет уровень развития музыкальных способностей детей: диапазон голоса; ладовое чувство; музыкально-слуховое представление; музыкально-ритмическое чувство Методы и приемы занятий: демонстрационный, практический, игровой, словесный, метод наблюдений, метод упражнений. Программа предполагает проведение занятий вокалом в специально оборудованном музыкальном зале с ТСО, отвечающим современным условиям учебно-воспитательного процесса (компьютер, музыкальный центр, цифровое пианино, микрофоны с усилителем). Дети, занимающиеся не первый год, составляют основу, ядро коллектива. Дети, обладающие хорошими вокальными данными, пробуют себя в качестве солистов. Дети, владеющие хорошим чувством ритма, подыгрывают на музыкальных инструментах и т.д. Каждый ребенок в студии находит для себя полезную ступень. Дифференцированный подход позволяет развивать способности детей, формируя в них творческую, инициативную жилку. Цель программы – приобщить воспитанников к вокально-хоровому искусству через развитие певческих навыков, дать возможность получить основы вокального искусства и музыкального образования, способствовать формированию устойчивого интереса к пению и музыкально-творческой деятельности. Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в музыкальном воспитании. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, который дан ребенку природой для выражения своих эмоций и реализации музыкальных потребностей. В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на ребенка. Пение тесно взаимосвязано с формированием у ребенка эстетического и нравственного отношения к жизни, эмоциональной культуры. По словам Н.А. Ветлугиной, песня – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Задача руководителя связана с общеэстетическим развитием ребенка, с расширением его знаний в области вокального искусства и музыки. Большое значение в работе с детьми отводится активности самих обучающихся, воспитанию у них инициативы, творческого отношения к делу. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии. Воспитывающее и развивающее влияние пения возрастает и углубляется в процессе работы над выразительностью музыкального интонирования. Подобно слову в живой речи музыкальная интонация как частица мелодии подлежит в реальном исполнении музыки тому или иному «произнесению», т.е. интонированию. Понятие выразительного интонирования при пении включает точность, чистоту воспроизведения звуков мелодии и эмоциональность исполнения. Процесс обучения пению тесно связан с психофизиологическим процессом развития голоса. Чистота интонации в пении зависит от наличия определенных вокальных навыков, возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции, артикуляции. Исследователями и педагогами подчеркивается необходимость работы по развитию певческих навыков и в целом вокального аппарата у детей как основы развития их музыкальности. Задачи обучения: через совместную коллективную деятельность формировать у детей нравственные, духовные, патриотические чувства через дифференцированный подход воспитывать в детях творчески активную и мыслящую личность прививать музыкальную культуру и чувство прекрасного создание атмосферы доверия, содружества и взаимопомощи формирование певческого дыхания, звукообразования, навыков интонирования развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти укрепление и формирование детского певческого голоса На занятиях в студии рекомендуется следующий порядок развития певческих навыков у детей: работа над дикцией и артикуляцией, над дыханием, звукообразованием, расширением диапазона, звуковедением. Выразительность певческой и речевой интонации достигается во время речевых упражнений и игр, в которых ставятся задачи развития певческого звука и устранения речевых дефектов детей (например, неправильное произношение слов, звуков). Развитие у детей певческих навыков и выразительности речевой интонации тесно взаимосвязаны. Как и при пении, в речи участвует голосовой аппарат: дыхание, связки, мышцы гортани, артикуляционные органы рта. Развитие выразительности у детей речевого интонирования – важная воспитательная задача. Речевая интонация несет в себе большую информационную нагрузку и выполняет значимую роль в коммуникативном взаимодействии людей. Через речевую интонацию мы знакомимся с индивидуальностью человека, определяем глубину его чувств, особенности темперамента. Это приводит к выводу о значимости работы над выразительностью певческой интонации у детей не только с целью развития их музыкальности, но и для развития личности в важнейшем аспекте социального общения. Педагог не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать человека всю жизнь. Совершенствование певческих навыков достигается при помощи упражнений на каждом занятии на протяжении всего курса вокальной подготовки. Занятия строятся примерно по одному плану.